Наверх

«Живой» стандарт или Не читайте инструкцию после!

— Ну вот же в техпроцессе написано: отслесарить! Чего непонятного? Для кого Ваши стандарты? — Абсолютно согласен с Вами, коллега. Вот только беда в том, что «отслесарить» каждый понимает по-своему... Сильно отцензурированный диалог с одним начальником технологического отдела
«Живой» стандарт или Не читайте инструкцию после!

Рисунок

Одна из серьёзно-юмористических закономерностей жизни гласит: «Наши люди, как правило, читают инструкцию в том случае, когда всё уже сломано». Даже при решении довольно незнакомых и непривычных задач мы почему-то предпочитаем не размышлять, а действовать. Причин тому, что мы сначала делаем, а потом читаем инструкцию есть несколько. Во-первых, инструкции или руководства пользователя содержат очень много букв и порой больше напоминают роман (пример – техпроцесс для производства). Во-вторых, люди часто надеются на свои умственные способности, считают, что справятся сами. Как итог – мы зачастую оказываемся в тупике. Стандарт – та же инструкция, то же руководство пользователя и его использование должно решать эти проблемы. Стандарты располагаются на рабочих местах и всегда на виду. Они объёмом в одну-две страницы и содержат необходимые действия, условия и требования, что дает возможность быстро и оперативно воспользоваться необходимой информацией. Предвидим вопрос: да у нас уже огромное количество стандартов-инструкций, но какая от них польза, если при этом их никто не читает? 

Здесь есть один принципиальный момент – стандарт должен, нет, он просто обязан быть качественным! Что значит качественный стандарт? Это значит, что стандарт прежде всего должен быть «живым»! Что значит «живым»? Попробуем разобраться: 

первое – стандарт должен быть адекватным*, то есть должен точно соответствовать выполняемой операции или процессу. Наиболее часто встречающееся замечание в ходе наблюдений за рабочим местом – это актуализация и доработка КСО. Карта стандартной операции, стандарт рабочего места или автономного обслуживания по большей степени должны разрабатываться на рабочих местах, стандарт, составленный в кабинете, станет бесполезной тратой времени, бумаги и краски в принтере. 

Второе – по стандартам обучают. Есть предприятия, на которых оператора не выпустят из школы производственного обучения в Гемба, пока он не будет обучен своей операции и продемонстрирует знания стандарта. Для обучения нужно всего две составляющих: правильно написанный стандарт и грамотный наставник – мастер или бригадир, владеющий трёхэтапным методом обучения. Обучение по принципу «я делаю, мы делаем, ты делаешь» позволяет существенно оптимизировать процесс обучения.

Третье – по стандарту работают. Стандарты должны исполняться! Самый простой инструмент для проверки соответствия стандарта фактической ситуации – это наблюдение за рабочим местом. Всё просто: мастер берёт в руки КСО, секундомер и сравнивает то, что написано с тем, что видит. Если оператор работает не по стандарту, значит либо его плохо обучили (не обучили вовсе), либо стандарт не адекватен операции или процессу и требует пересмотра.

И последнее – стандарт регулярно обновляют. По графику раз в полгода или в случае каких-либо изменений. В ходе недавнего аудита по культуре производства были выявлены стандарты 5С, датированные 2017 годом. Вроде бы ничего «криминального», но содержимое шкафа, на котором размещён стандарт, этому самому стандарту не соответствовало. Если бы этот стандарт был пересмотрен хотя бы в начале года, подобного замечания можно было бы избежать.
А сколько «живых» стандартов у вас?

Традиционная статистика:

Ижевский кластер продолжает активно внедрять стандартизированную работу. Лидеры направления смогли выстроить системную работу по разработке стандартов и по сбору данных.

ММЗ добавил к стандартам автономного обслуживания стандарты рабочих мест. Общее количество стандартов – 1020 шт., а уровень стандартизации по производственным подразделениям 2,12.

* применение слов "адекватность", "адекватный" не несут смысла без указания чему они адекватны.
Пример: "Адекватный человек" - широко распространённая в русскоязычной среде грубая речевая ошибка, фраза, не несущая смысла без указания чему именно (обстановке, норме права, чьим-то личным представлениям) поведение (рассматриваемого объекта) адекватно (точно соответствует).


Автор: Дмитрий Аббасов, руководитель проектов департамента развития бизнес-систем

Узнайте первым

Подпишитесь, чтобы получать информацию о самых интересных событиях, новых коллекциях и выгодных предложениях.
Настоящим я подтверждаю достоверность введенных мною сведений и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии c Политикой Конфиденциальности и Пользовательским соглашением